Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Епископ Россошанский и Острогожский Андрей рассказал об итогах Освященного Архиерейского Собора 2017 года

  10 Декабря 2017  |    100
Епископ Россошанский и Острогожский Андрей рассказал об итогах Освященного Архиерейского Собора 2017 года

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, я сердечно приветствую с воскресным днём, днём  почитания иконы Божией Матери «Знамение». Передаю вам приветствие от Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха, который возглавлял Архиерейский Собор, прошедший в г. Москве.

Информация о Соборе была в СМИ, но я хочу передать вам дух Собора, его настроение, и призвать всех верных чад Русской Православной Церкви к тому, чтобы мы действительно жили церковной жизнью.

Решение собора озвучивалось в прошлое воскресенье. По итогам Собора вынесено решение о том, что в святцы внесены имена святых, которые прославлены в епархиях РПЦ как местночтимые, теперь же они имеют общецерковное почитание.

В период Собора и накануне его работала конференция, посвящённая исследованию останков, захороненных в Петропавловской крепости и перевезённых туда из Екатеринбурга, ассоциировавшихся с царской семьёй последнего русского императорского дома – дома Романовых. На сегодняшний день есть много положительных достижений в исследовании, но вместе с тем открылось и много вопросов, по которым комиссии, группы исследователей, в составе которых учёные, историки, криминалисты, антропоморфисты, криминологи, люди, обладающие информацией о последних днях жизни представителей дома Романовых, с их помощью представители РПЦ ведут исследовательскую работу. Эти группы ведут исследования независимо друг от друга и контактируют только на время проведения встреч для выслушивания докладов о проведённой работе. У каждой группы есть подписка о неразглашении тех исследований, которые проводятся, чтобы избежать подтасовок, фальсификаций.

Есть много желающих признать останки как святые мощи, однако есть также много тех, кто высказывает противление о признании этих останков как мощей. Наблюдаются отдельные спекуляции, неосторожные слова по поводу исследований, которые приводят в замешательство. Например, есть мнение об убийстве царской семьи, как ритуального. На этой почве возникают некоторые волнения. Нам, православным людям, которые знают факт канонизации царской семьи, надлежит довольствоваться тем, что Церковь прославила семью последнего русского императора за те дни, когда они явили сугубую любовь к Богу, верность друг другу, своим обетам христиан, в смирении и терпении окончив свои дни, как страстотерпцы приняв мученический венец. Церковь, таким образом, признала их подвиг и причислила к лику святых. Мы знаем, что на сегодняшний день по молитвам этих прославленных святых совершаются исцеления и чудеса. К примеру, архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий), не имеет святых мощей, но прославлен Церковью. Есть свидетельства, что по молитвам к нему совершаются многочисленные исцеления и чудотворения. Но мощи его святые скрыты от нас, хотя есть свидетельство, что они захоронены в Воронеже. Многолетние попытки найти их пока не увенчались успехом.

Одним из важных документов, которые принял Архиерейский Собор об устройстве церковной жизни, стал документ об устройстве монашеской жизни. В нём регламентируется устав монашеского устройства, где нынешние реалии жизни призваны к тому, чтобы возродить монашескую традицию. В годы после 1000-я крещения Руси наши святые обители, к сожалению, возрождались как административно-хозяйственные организации. А традиции духовной монашеской жизни, прерванные в годы лихолетий и гонений, остановлены. Имея старое наследие, монахи, жившие в миру или принявшие ученичество у монахов, архиереев в заключении, унаследовали эту монашескую традицию и смогли воплощать этот опыт в новых обителях. В помощь им сейчас принят документ, показывающий, к чему монаху нужно действительно стремиться, на что акцентировать своё внимание, чему следует больше уделять времени. Вероятно, мы живём в таком пространстве, что нам не достаточно Евангелия и свято-отеческого наследия. Нужно обязательно, чтобы кто-то изъяснил слова Евангелия, поучения святых отцов либо в виде документа, либо в виде поучительной беседы, чтобы мы стали на спасительный путь христианской жизни.

Ещё один документ, касающийся мирян нашей святой Церкви – это документ о браке. Он есть на сайте Патриархии, на сайте нашей епархии. Прошу вас внимательно изучить этот документ, чтобы понимать, как устраивается христианский брак, по каким критериям он должен заключаться, как надо готовиться к бракосочетанию. В современной жизни мы видим много ситуаций, когда люди начинают свою супружескую жизнь без венчания, откладывая это Таинство на потом, проверяя верность друг другу, говоря, что это очень ответственный шаг. Тем самым они умаляют действие благодати в среде своей супружеской жизни. Также есть недоумения, касаемые супружества крёстных. Существует традиция, что родители, крестя ребёнка, призывают двух крёстных. Но по канонам церкви для мальчика нужен крёстный, для девочки – крёстная. В традиции южных регионов нашей страны – несколько крёстных. Бывает так, что эти люди хотят сочетаться браком. Нужно знать, что согласно канонам церкви, крёстному родителю нельзя сочетаться браком с одним из родителей крестника или самим крестником. Больше никаких указаний нет. Крёстные могут сочетаться браком между собой, если нет каких-то других препятствий. Надо помнить, что брак – это взаимное крестоношение, взаимное прохождение послушания друг другу. Не надо бояться венчаться, венчать своих детей. Но учите их до момента, когда они будут венчаться браком тому, что есть христианский брак.

Также на соборе рассматривались вопросы относительно регламента церковной жизни. Вы знаете, что в любой иерархической системе существуют степени наград. В нашей церкви за богослужением вы видите, что священники отличаются в своих одеждах, в богослужебных деталях, ношении крестов и так далее. Это всё регламентируется наградной системой нашей церкви. Есть богослужебные награды, есть награды иерархические (ордена, медали). Сейчас этот регламент будет действовать, когда я, как Правящий Архиерей, буду представлять клириков нашей епархии к очередной награде либо по выслуге лет, либо за те или иные заслуги священника в его служении.

Особо звучал на соборе призыв, чтобы мы, архиереи, донесли до своей паствы мысль о том, чтобы мы все: епископат, священники, миряне хранили верность нашей святой Церкви, Православию. Но без знания основ невозможно быть верным чему-то. Верным можно быть тому, что знаешь. Нужно быть всегда разумными и рассудительными. Сегодня мы слышали апостольское послание, в котором звучало раскрытие евангельских слов. В Евангелии говорилось о том, как Христос исцелил болящую женщину, за что был осуждён законниками, которые сказали, что надлежит исцелять в любой день, кроме субботы, потому что суббота – святой день, и по закону Моисея ничего делать нельзя. На это Христос спрашивает, что неужели каждый, будучи у себя дома, в субботу не поддержит, не спасёт человека или животное, если они окажутся  в беде? В этом смысле каждый из нас должен рассуждать таким образом. Мы все много себе прощаем. Мы готовы простить себе любой грех, любое нарушение заповедей. Но как только наши близкие нарушили какое-то правило в жизни (в супружестве, в отношении детей и родителей, друзей, начальствующих и подчинённых), мы тут же ищем справедливости, чтобы за нарушение было понесено наказание. Почему так происходит? Либо от эгоизма, от отсутствия любви, либо от отсутствия нашей веры, забвения того, что Господь наш Иисус Христос, прощающий всех и пришедший для того, чтобы каждый получил утешение, не считался со святостью дня, он творил дела любви, милосердия, дела правды. И, правда, справедливость от этого нисколько не страдала, а только приобретала более глубокий смысл и силу. Нам нужно научиться быть требовательными к себе, себя призывать к ответственности за то, как мы живём, следуем ли мы заповедям, умеем ли в заповедях и выполнении закона проявлять любовь, умеем ли снисходить, прощать, забывать обиды, неустройства? Если бы умели, то меньше было бы разводов, брошенных детей, обиженных стариков, меньше было бы в нашей жизни негатива, потому что стремились бы исправить те несовершенства, которые происходят в нашей жизни от нашей невнимательности, холодности сердца. Нам нужно научиться бороться с грехом, но в самих себе. Апостол говорит, что наша борьба не против плоти и крови, а против властей и миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной. Что это означает? Каждый из нас состоит из плоти и крови. Но это Богом сотворённая плоть и кровь. В том, что сделал Бог, нет ничего дурного, нет неразумного, несовершенного. Всё друг другу служит, чтобы было к славе Божией. Но мы к чему употребляем свои плоть и кровь? Ко греху. Сводим союз с миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной, становимся союзниками дьявола и Божие творение делаем союзником сатаны. Очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы не забывали, что говоря о правде, ища справедливости, нам нужно самим научиться служить правде, чтобы в нас закон Божий действовал, чтобы мы не были союзниками сатаны.

Говоря об этом в контексте прошедшего Архиерейского Собора, очень важно рассуждать о времени, в котором живём: столетие революции, начала гонений на церковь, на следующий год будет столетие гибели царской семьи. Почему это стало возможным? Именно от оскудения веры и любви. С одной стороны, люди, которые становились мучениками и исповедниками, сохраняли связь с церковью, идя за неё на кровопролитие. С другой стороны, хотя это один и тот же крещёный народ, было такое великое отступление! Говоря об убийстве царской семьи и разрушении монархического строя, и среди духовенства есть те, кто ответственен за это. Священный Синод никак не отреагировал на отречение царской семьи. Только Святейший Патриарх Тихон после его избрания пишет послание народу. Проходят месяцы, пока эти воззвания начинают звучать, но дух разрушения, вероотступничества, предательства, дух злобы уже царствуют в пространстве жизни нашей страны. Нынешнее время ничем не отличается от того времени. Вспомните начало 90-х годов после 1000-летия крещения Руси. Какой был восторг! Сколько людей венчалось и приняло крещение! Сколько детей пошло в Воскресные школы! Где сейчас эти дети, юноши и девушки, которые возрастали в этот период? Почему их нет в церкви? Где эти венчанные семьи? Почему  у нас после такой волны возрождения церковной жизни вдруг наступает время, когда храмы перестают наполняться людьми, хотя они строятся, возрождаются и находятся благодетели, чтобы это всё делалось? Сельчане, в чьих сёлах открываются храмы, говорят: «Мы дома помолимся». Мы разве беспоповцы какие, сектанты, которые отказались от духовенства? Или мы целостный организм Православной Церкви, в которой есть иерархическое устройство священства и мирян, составляющий единый организм взаимодействия? Что это за слова, что у «меня Бог в душе». Когда ты последний раз исповедовался? Что за бог у тебя живёт? Может, это бог блуда, бог сребролюбия, ненависти, бог мстительности, а не Христос вовсе? Сейчас наступает время нового миропорядка, новых технологий, в котором дух антихриста усиливает своё присутствие, и мы с вами можем стать невольными участниками того, что сын беззакония появился и утвердился в пространстве бытия человеческого. Человечество пришло к рубежу своего бытия, и наступило время, когда мы с вами будем порабощены единому организму мироустройства, где от нас будет требоваться отречение от Христа. Это отречение происходит из-за нашей пассивности уже, исходя из тех слов, что сказаны ранее. Есть храмы, священники, есть возможность участвовать в церковных Таинствах, изучать и проповедовать Евангелие, утверждать правду Христову. Но мы не делаем этого, ссылаясь на какого-то бога в душе и на то, что «дома помолимся». Мы ссылаемся на то, что не воспитаны в православной вере, но кто нам мешает изучить ее сейчас и узнать? Мы же видим, слышим всё. Надо опасаться этого настроения, такого устройства духа, иначе придём к такому времени, о котором и помыслить страшно – станем свидетелями его воплощения.

Дай Бог, чтобы каждый из нас умел самоукоряться, а не оправдываться, в себе искал бы то, что нужно исправить. Если это будет так, то мы сможем увидеть глубину своей души, увидеть необходимость во Христе, увидеть то, что побудит нас к молитве, покаянию, к тому, чтобы мы с вами и прощать научились, и любить, и веровать, и проповедовать, отстаивать свою веру и беречь её. В этом настроении призываю быть всех вас от имени Архиерейского Собора, в этих путях ходить, не бояться нужд времени. Нужды есть всегда: сегодня денег нет, завтра есть, сегодня погода хорошая, а завтра плохая, также изменчиво наше настроение и т.д. Всё изменяется. Только Истина Христова неизменна. Истина Христова – это всегда радость, умение чувствовать благодарность в разных состояниях жизни, довольствоваться малым, в изобилии не впасть в забвение, беспамятство, помнить о том, что нужно творить дела милосердия, в нужде находить умение любить. Я призываю на всех нас Божие благословение, желаю всем крепости сил, стойкости в вере, рассудительности, внимательности, взаимной любви и умения искать то, что требует исправления в себе, умения находить то, за что можно полюбить и поддержать близкого человека.

Божие благословение и мир молитвами Богородицы да пребудет со всеми вами. Храни вас Господь.

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» продолжила путь по Россошанской епархии
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» продолжила путь по Россошанской епархии
  14 Июля 2018

14 июля благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Успенского храма села Трёхстенки иерея Артемия Фисенко в Казанском храме посёлка Каменка совершил Бож...

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» прибыла в Каменское благочиние
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» прибыла в Каменское благочиние
  13 Июля 2018

13 июля икону встретили на границе Острогожского и Каменского районов казаки Каменского хутора, и после молебна, который совершил благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин и с...

Икона свт. Николая Чудотворца пребыла в Подгоренское благочиние
Икона свт. Николая Чудотворца пребыла в Подгоренское благочиние
  13 Июля 2018

13 июля прихожане Троицкого храма п.г.т. Подгоренский собрались задолго до вечерней  службы. Все с нетерпением и радостью ожидали икону с частицей мощей святого Николая Угодника, кото...

Молебен на начало доброго дела
Молебен на начало доброго дела
  13 Июля 2018

13 июля в п.г.т. Подгоренском состоялась выездная коллегия при главе администрации Подгоренского муниципального района. Темой заседания стало завершение сева и подготовка к уборочной компа...

Архипастырский визит в Репьевку
Архипастырский визит в Репьевку
  12 Июля 2018

12 июля, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил Божественную литургию в Петропавловском храме села Репьевка.

...

Ильинский казачий Крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»
Ильинский казачий Крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»
  12 Июля 2018

12 июля, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, после торжеств в Репьёвке, острогожские казаки встретили икону на границе Репьёвского и Острогожского районов. Первый пункт пр...

Торжество в день памяти св. ап. Христовых Петра и Павла в селе Петропавловка
Торжество в день памяти св. ап. Христовых Петра и Павла в селе Петропавловка
  12 Июля 2018

В день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в храме носящим их имя, состоялось торжественное богослужение.

Служение Божественной литургии возглавил ...

Благодать Божия семье – рождение ребёнка
Благодать Божия семье – рождение ребёнка
  11 Июля 2018

Посещение на праздники родильного отделения Острогожской больницы сотрудниками отдела ЗАГС, священнослужителями и отделом молодёжи Острогожского благочиния стали доброй традицией. День памяти с...