Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Там, где начинается справедливость, заканчивается любовь…»

  18 Марта 2018  |    129
«Там, где начинается справедливость, заканчивается любовь…»

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас приветствую с сегодняшним воскресным днём и памятью преподобного Иоанна Лествичника.

Слава Богу, что мы, православные христиане, имеем святые дни Великого поста. Каждый год в нашей жизни наступает это священное время. С одной стороны, Великий пост можно рассматривать как всю человеческую жизнь, а с другой стороны, можно сказать, что во всей человеческой жизни есть время для Великого поста.

Что нам это даёт, для чего мы должны рассматривать свою жизнь в контексте Великого поста? Наша жизнь бывает ранней юностью и младенчеством, когда мы только родившиеся на свет, познаём мир. Мы познаём премудрость Божию, обретаем знания, опыт жизни, проходим часть своего житейского пути. Рождаясь в Церкви Христовой и становясь православными христианами, мы слышим евангельский призыв, который нам говорит о Свете Христовом, просвещающем всех, призыв, который говорит нам о том, чтобы последовать Христу, взяв свой крест. Слышим евангельский призыв к тому, чтобы быть верными служителями Сына Божия, слышим о том, что кроме как Отцом, то есть изволением Бога Отца, к Сыну Божию никто не приходит. Но пришедши к Сыну Божию, мы должны научиться жить по заповедям Божиим, творить добродетели, воспоминая Его нас ради воплощение, сотворённое и принесённое во искупление человеческого рода через распятие и Его славное воскресение и сошествие во ад. Возведши нас на Небеса Своею Пречистой Плотью, Христос отверзает нам новое бытие – бытие наследия вечной жизни.

Приходя к порогу земного бытия, мы входим в иное бытие, обетованное нам от сотворения мира. Человек изначально сотворён вечным, но отпал грехом от Бога и стал существом временным, которое имеет смерть как предел нового бытия. В этом новом бытии человек открывает все свои стороны, которые он каким-то образом развил, находясь здесь, на земле, в физическом теле. Если человек укрепился и утвердился в добродетели, следовании пути Божию, он входит в радость Господню и снова становится жителем Рая, как некогда наши праотцы. Это состояние младенческой беззаботности, радости, особого явления премудрости и знаний, но знаний, открывающихся в тонкости своей, где уже нет преград, нет нужд, которые двигали бы человека к раскрытию своих знаний бесконечным трудом. Они сами приходят к человеку, и человек открывает, как Творец двигал всем пространством тварного мира, в котором созидал ту или иную формулу бытия, чего бы это ни касалось. В этом и состоит человеческая радость – в познании и прославлении Премудрости Господней, и так он живёт бесконечные веки.

С другой стороны, человек, приобретший на земле опыт греха и зла, укрепившийся в этом грехе, во зле, и, переходя порог из жизни временной в жизнь вечную, уходит в вечную тьму. Там он продолжает жить в этом состоянии греха. Состояние греха ведёт человека к бесконечному тяжёлому труду. Он бесконечно всем недоволен, постоянно ищет какую-то причину и в этой причине виноватым ни в коем случае не рассматривает себя в контексте того, чтобы ему каким-то образом измениться. Бывает так, что мы видим человека, живущего во грехе, но не терпящего никакой нужды. Мы говорим – как же так? Где справедливость? Это очень греховное и опасное состояние. Ведь там, где начинается справедливость, заканчивается любовь. Нам, христианам, лучше искать любви, но не искать справедливости, потому что эта справедливость может нас самих обличить за наши беззакония и неправды.

Без правды Божией нельзя жить на земле, но, правда Божия иная, нежели правда человеческая. Правда Божия в том, что человек исполняет заповеди Божии, а они основываются только на любви. Любая добродетель, любой образ жизни человека, если имеет в основании своём любовь, которая не имеет скверны или порока, несёт правду Божию. Говоря о тех людях, которые живут вне контекста христианского понимания жизни и находятся вне нужды, по слову апостола, Господь их соблюдает для вечной геены. Представьте себе: все эти красивые, богатые, никогда не болеющие, никогда не терпящие никаких обстояний в жизни, во всей своей красоте и славе будут ввержены в эту вечную погибель, вечный смрад, который они созидали своей жизнью, находясь тут, на земле. Слёзы вдов, брошенные сироты, оскорблённые матери, разрушенная дружба, истраченные средства, которые должны были послужить обществу – всё это будет им в осуждение, и что бы такие ни сделали на вид хорошего, не будет им в оправдание. Есть такая фраза: благими намерениями вымощена дорога в ад. Нужны дела: дела веры, милосердия, которые свидетельствуют о нас, что мы живём, ходя в путях Господних.

В сегодняшний день, когда мы с вами пришли ко времени преломления поста, нам предлагается не оскудевать в стяжании добродетелей, чтобы мы научились делать в своей жизни самое главное – каяться перед Богом и просить Его всемогущей помощи. Утверждаясь в христианских добродетелях, о которых очень красочно, основываясь на учении преподобного Иоанна Лествичника, рассказал отец благовестник, нам надлежит пройти и оставшееся время Великого поста. Пройдя его, мы приблизимся к пути, который ведёт на Голгофу. Вместе со Христом нам предлагается взойти на этот крест и распять на нём наши грехи, несовершенства, наши страсти и похоти, греховные навыки, чтобы умертвив ветхого человека, мы обновились и были освящены светом Христова Воскресенья. Это настоящая христианская жизнь, настоящее предназначение человеческого бытия. Вне этого контекста нельзя называть себя верующим человеком, христианином.

Говоря о смысле нашей жизни на земле, можно видеть, что для кого-то пост стал той формой жизни, о которой мы рассуждаем, и он позволит нам, совершившим этот путь, быть осенёнными светом Воскресения Христова и далее созидать свою жизнь на основе заповедей Божиих. Кому-то этот пост ещё не удастся в своей полноте: человек окажется слаб, не сможет оставить свою гордыню. Но Господь за настроение человека, за его намерения жить добродетельно, даст ему ещё лет жизни, в которых он сможет этот Великий пост повторить, не оскудевая и в непостное время в стремлениях ко Христу, в стяжании добродетельного христианского образа.

Я желаю, чтобы мы с вами, взрослые люди, именующие себя христианами, были не только по слову, он и по жизни действительно православными людьми, право славили Бога через свою добродетельную жизнь, через знания, обращение и сверение своей жизни со Священным Писанием, Божественным Евангелием, с опытом тех людей, которые показали нам путь христианской жизни, показали, что он возможен для всякого человека. Для этого не нужно бежать в пустыню, не нужно затворяться в глубоких пещерах. Можно быть простым человеком, живя в повседневности, изучая науки, работая на производстве, ведя общественную деятельность, но храня умеренность, воздержание, целомудрие ума и тела, храня страх Божий, обращаясь к Богу с молитвой, живя в контексте добродетельного восприятия мира, благодарить Бога и обращаться к Нему за помощью, видя своё немощное существо, видя свою скорбность, свои недостатки и свою нужду.

Дай Бог, чтобы милость Божия посещала нас, чтобы именно так мы устраивали свою жизнь, так созидали своё будущее спасение для наследия вечной жизни. Аминь.

Произнесено в Троицком храме с. Новая Калитва,

18 марта 2018 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» продолжила путь по Россошанской епархии
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» продолжила путь по Россошанской епархии
  14 Июля 2018

14 июля благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Успенского храма села Трёхстенки иерея Артемия Фисенко в Казанском храме посёлка Каменка совершил Бож...

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» прибыла в Каменское благочиние
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» прибыла в Каменское благочиние
  13 Июля 2018

13 июля икону встретили на границе Острогожского и Каменского районов казаки Каменского хутора, и после молебна, который совершил благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин и с...

Икона свт. Николая Чудотворца пребыла в Подгоренское благочиние
Икона свт. Николая Чудотворца пребыла в Подгоренское благочиние
  13 Июля 2018

13 июля прихожане Троицкого храма п.г.т. Подгоренский собрались задолго до вечерней  службы. Все с нетерпением и радостью ожидали икону с частицей мощей святого Николая Угодника, кото...

Молебен на начало доброго дела
Молебен на начало доброго дела
  13 Июля 2018

13 июля в п.г.т. Подгоренском состоялась выездная коллегия при главе администрации Подгоренского муниципального района. Темой заседания стало завершение сева и подготовка к уборочной компа...

Архипастырский визит в Репьевку
Архипастырский визит в Репьевку
  12 Июля 2018

12 июля, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил Божественную литургию в Петропавловском храме села Репьевка.

...

Ильинский казачий Крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»
Ильинский казачий Крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»
  12 Июля 2018

12 июля, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, после торжеств в Репьёвке, острогожские казаки встретили икону на границе Репьёвского и Острогожского районов. Первый пункт пр...

Торжество в день памяти св. ап. Христовых Петра и Павла в селе Петропавловка
Торжество в день памяти св. ап. Христовых Петра и Павла в селе Петропавловка
  12 Июля 2018

В день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в храме носящим их имя, состоялось торжественное богослужение.

Служение Божественной литургии возглавил ...

Благодать Божия семье – рождение ребёнка
Благодать Божия семье – рождение ребёнка
  11 Июля 2018

Посещение на праздники родильного отделения Острогожской больницы сотрудниками отдела ЗАГС, священнослужителями и отделом молодёжи Острогожского благочиния стали доброй традицией. День памяти с...