Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Храм во имя вмц. Параскевы Пятницы с.Кривоносово

Храм во имя вмц. Параскевы Пятницы с.Кривоносово

Храм Параскевы Пятницы был не первым в селе. До этого была построена небольшая деревянная церковь, которая находилась на месте нынешней Кривоносовской участковой больницы. Дата её открытия не установлена. Известно, что церковь была небольшой и ветхой. Прихожан с каждым годом становилось всё больше и больше. Поэтому церковь не могла вместить всех верующих. Среди прихожан были не только кривоносовцы, но и жители соседних сёл: Поддубного, Новобелой, Барсучьего.

По рассказам старожилов церковь Параскевы Пятницы была заложена в 10 пятницу по Пасхе, в этот день с давних пор проводились недельные ярмарки. Было это в 1801 году. В краеведческом музее сохранилась ведомость о церкви за 1913 год. В то время церковь состояла в Богучарском уезде в Воронежской епархии в слободе Кривоносовой. Согласно выше указанной ведомости церковь была построена в 1869 году. Это значит, что церковь строилась в течение 68 лет. За это время ей, как и многим другим церквям в нашей стране, пришлось многое пережить. В её истории было и хорошее и плохое. Сам факт строительства па пожертвования прихожан говорит о том, что люди в ней очень нуждались. Люди помогали строительству всем, чем могли. Кто-то жертвовал деньги, кто-то - продукты. Сами часто недоедая, прихожане старались помочь в строительстве храма, внести свою посильную лепту в развитие православия в нашем крае. Несмотря на все трудности, храм был построен, как говорят, всем миром. Во внутреннем убранстве храма принял участие Фирсов Георгий Андреевич. В знак благодарности жители села по два человека со двора, должны были отработать по одной неделе на уборке в его имении. В росписи храма принимали участие члены Петербургской школы искусств.

Храм является памятником архитектуры. В архивных документах имеется следующее описание: «Церковь расположена в центре села. Кирпичные стены оштукатурены. Архитектура периода эклектики обладает рядом индивидуальных черт в пропорциях, а также пластике наиболее связана с ранним барокко, наряду с отдельными мотивами русского стиля и классицизма.

Ядро композиции — приземистый двусветный четверик, завершённый цилиндрическим световым барабаном с куполом и глухой луковичной главкой. К четверику примыкают небольшая трапезная и пятигранная абсида с двумя пониженными прямоугольными объёмами по бокам. Трехъярусная колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из четверика первого яруса двух восьмериков (в верхнем — арки звона по сторонам света). Крутой гранёный купол завершён высоким шпилем. Углы всех объемов здания выделены пилястрами. Фасады четверика имеют трехчастное деление. Входы оформлены сильно выступающими арочными порталами с килевидным завершением. Проемы с лучковой перемычкой окружены рамочными наличниками. Над карнизом барабана храма — оригинальный пояс кокошников. Грани яруса звона также завершены кокошниками.

Внутри храм перекрыт восьмигранным сводом с большим световым кольцом. Над трапезной и боковыми объемами алтаря — своды циркульные, а в алтаре — такой свод смыкается с граненой конхой. В интерьере сохранилась роспись маслом. Многие изображения заключены в арку или в трифолей. Решетки окон и железные створки дверей расчленены на ромбы». Такая характеристика храму была дана в 1886 году.

Согласно штату при храме были положены с 1885 года священник, дьякон, псаломшик и просфорная. Жалование священно-церковно- служителям при церкви не полагалось. Священнослужители получали жалование из доходов церкви. Согласно той же ведомости в 1913 году было получено 928 рублей 65 копеек дохода. Именно из этого дохода получали жалование священнослужители. Дома у священнослужителей были собственные, деревянные, построенные на земле, купленной у крестьян. Церковь имела 66 десятин земли, находящейся в 4 верстах от неё. По качеству церковная земля была средней и приносила 300 рублей дохода в год. Сами священнослужители землю не обрабатывали.

Храму также принадлежали: каменная караулка, сосновый дощатый сарай, церковно — приходская школа. Все эти здания были покрыты железом.

При  храме  была  открыта   церковно  -  приходская   школа.   Здесь   преподавали  Закон  Божий.   Сначала   школа   располагалась непосредственно в храме, для этого было отведено специальное помещение. В церковной ведомости есть упоминание о школе, которая была открыта в 1892 году. Школа находилась на содержании церкви. Как сообщает ведомость, в 1913 году в церковно приходской школе обучалось 97 детей. Из них 2 мальчика и 95 девочек.  Помимо церковно — приходской школы в Кривоносово существовала и земская, по она была открыта в 1902 году. Церковно — приходская школа открывала сельским детям дверь в мир знаний, учила их мыслить, трудиться. В храме также находилась библиотека,  в которой содержались книги для богослужения  и  книги предназначенные для чтения, таких было 140 томов. Из той же ведомости, мы узнаём о «заведующем» школой, им был отец Викторин Михайлович Филиппов. Он также являлся и законоучителем и священником в храме. Первыми учителями были Васильева Мария Григорьевна, Васильева   (Филатова)   Наталья Григорьевна, Филатов Семён Петрович, Станкова Мария Ефимовна. Сестры Васильевы были внучками священника Василия Афанасьевича Васильева. Отец их был псаломщиком. Наталья Григорьевна и Мария Григорьевна окончили Воронежское епархиальное училище и стали учительницами в своём селе, сначала в церковно — приходской школе, а затем в земской и проработали в Кривоносовской школе почти до начала Великой Отечественной войны.

Последним   настоятелем   храма  в  довоенный   период  был    священник  Кондратий   Макарович Ковалёв.

Когда село освободили от немцев, то в церкви содержали пленных итальянцев. Так как это была зима 1943 гола, то чтобы согреться итальянцы жгли костры прямо на полу церкви. Была сорвана часть полов в трапезной части, часть полов подгорела,  был сожжен иконостас.

В 1944 году в Кривоносовский сельский совет пришли какие — то документы и церковь вновь открыли.

После Великой Отечественной войны церковь стала «жить» полноценной жизнью. По праздникам проводились богослужения.

В конце 60 — х годов органы местной власти загорелись желанием закрыть храм. По инициативе председателя сельского совет Пархоменко Светланы Степановны церковь была закрыта. Власти района поддержали её в этом вопросе. То ли само время дало толчок для такого решения, то ли повлиял дух атеизма, витавший в воздухе в годы так называемого социалистического общества. В 1969 году церковь была закрыта. Снова были вывезены иконы, церковная утварь, часть была сдана в храм Александра Невского в городе Россошь.

До 1989 года церковь была закрыта. За 20 лет храму многое пришлось претерпеть. Церковь оскверняли, молодёжь показала себя не с лучшей стороны, проявив варварское отношение к святому месту, к Божьему храму.

В 1989 году церковь вновь была открыта. Сбор средств организовал Алехин Николай Егорович. Была создана церковная двадцатка из наиболее активных прихожан, которая и занялась сбором пожертвований. Были привезены иконы из храма Александра Невского, церковная утварь, кто — то принёс иконы из дома. Как и раньше люди помогали кто чем мог. Была открыта только трапезная часть. Полностью внутреннее убранство,  было восстановлено в 1991 году.

 

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Наркотическая зависимость убивает
Наркотическая зависимость убивает
  20 Февраля 2018

20 февраля в общеобразовательной школе с. Анцелович Россошанского района состоялась плановая антинаркотическая лекция.

Встречу провёл руководитель Отдела по борьбе с алкоголизмом ...

В храме во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района состоялось Великое повечерие с Великим покаянным каноном
В храме во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района состоялось Великое повечерие с Великим покаянным каноном
  20 Февраля 2018

20 февраля в храме во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района настоятель храма священник Димитрий Глушков  совершил Великое повечерие с чтением Велик...

Вечером первого дня Великого поста в Ильинском соборе совершено чтение покаянного канона прп. Андрея Критского
Вечером первого дня Великого поста в Ильинском соборе совершено чтение покаянного канона прп. Андрея Критского
  19 Февраля 2018

19 февраля за вечерним богослужением в Свято-Ильинском соборе читался покаянный канон прп. Андрея Критского.

Канон прп. Андрея Критского — один из величайших богослужебных текстов...

Россошанцы помолились за первым утренним великопостным богослужением
Россошанцы помолились за первым утренним великопостным богослужением
  19 Февраля 2018

19 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, в Свято-Ильинском соборе г. Россоши совершено уставное богослужение.

Утреню, часы, изобразительны, вечерню совершили секре...

В Митрофановском храме была прочитана 1 часть канона прп. Андрея Критского
В Митрофановском храме была прочитана 1 часть канона прп. Андрея Критского
  19 Февраля 2018

19 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон совершил Великое по...

В Троицком храме прошло Великое повечерие
В Троицком храме прошло Великое повечерие
  19 Февраля 2018

19 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста прихожане Свято-Троицкого храма п.г.т. Подгоренский пришли на Великое повечерие. Люди с благоговением  слушали Великий покаянный кан...

В храме Горгия Победоносца состоялось Великое повечерие с Великим покаянным каноном
В храме Горгия Победоносца состоялось Великое повечерие с Великим покаянным каноном
  19 Февраля 2018

19 февраля в храме Георгия Победоносца Подгоренского района клирик Троицкого храма  иерей Вячеслав Адамов  совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного...

Прощёное воскресенье в Тихоновском соборном храме Острогожска
Прощёное воскресенье в Тихоновском соборном храме Острогожска
  18 Февраля 2018

Человек создан по образу Божьему и подобию. Значит, должен делать всё правильно. Зная это, многие люди всё равно впадают в уныние, у многих появляются сетования на судьбу, на себя, своих знаком...